ДООП Хоровая студия 25-26

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи программы

7

1.3.

Содержание программы

8

1.3.1 Сводный учебный план

8

1.3.2 Учебный план

8

1.3.3 Содержание учебного плана

10

1.3.4 Планируемые результаты

12

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график

13

2.2

Материально-техническое обеспечение

14

2.3

Кадровое обеспечение

14

2.5

Формы аттестации

15

2.6

Оценочные материалы

16

2.7.

Список литературы

18

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
«Хоровая

студия»

общеобразовательная

общекультурной

общеразвивающая

направленности

разработана

программа
согласно

требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.

Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении

изменений

в

деятельности

Порядок
по

организации

и

дополнительным

осуществления

образовательной

общеобразовательным

программам,

утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы)»;
6. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций»

реализации

(вместе

адаптированных

с

«Методическими
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
7.

Приказ Минобранауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении

Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
3

деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических

8.

рекомендаций

"Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного образования детей в Свердловской области";
9.

Положение о структуре, порядке разработки и утверждении

общеразвивающих программ в МАОУ СОШ № 28;
10.

Устав МАОУ СОШ № 28.

Актуальность программы
Дополнительная
рассматривается
эстетического

как

образовательная
одна

воспитания

из

программа

ступеней

младших

«Хоровая

формирования

школьников.

Данная

студия»

музыкальнопрограмма

направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности
младших школьников. Приоритетным является введение ребенка в мир музыки
через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства.
Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на
восприятие иных культур.
В программе сочетаются фронтальное воздействие руководителя на
учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива.
Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается
чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в
ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению
проявлений
недостатками,

индивидуализма
присущими

школьников,
организации

обусловленного
взаимоотношений

типичными
ученика

и

коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении, усиливается чувство
ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для
4

полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить
слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий
«образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет.
Срок ее реализации – 1 год
Адресована обучающимся 7-11 лет и рассчитана на срок обучения 1 год.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных

форм

организации

материала,

минимальную

сложность

предлагаемого для освоения материала. Программа носит ознакомительный
характер и имеет своей целью развитие мотивации обучающегося к данному виду
деятельности.
Наполняемость группы – от 12 до 15 человек.
Комплектование

групп

осуществляется

с

учетом

возрастных,

индивидуально-психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:
− принцип психологической комфортности (создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса);
− принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего
обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор
практических заданий ведется с учетом природных задатков, интересов,
потребностей, индивидуальных особенностей детей и экономических
возможностей семей);
− принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на основании некоторого критерия);
− принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи между
всеми годами обучения);
−

принцип

творчества

(процесс

обучения

сориентирован

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
5

на

Режим работы следующий:
− количество занятий в неделю 1 года обучения: 2;
− продолжительность каждого занятия: 2 академических часа по 40
минут;
− общий объем часов в год 1 года обучения: 152.
Формы обучения: Очная, дистанционная (при необзходимости).
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в
виде беседы и показа педагогом вокального упражнения с последующей
отработкой умений и навыков на практике, выполнение и повторение
упражнений, воспроизведение песни. Важным элементом каждого занятия
является

наблюдение

за

обучающимися.

Другими

видами

занятий,

используемыми при обучении по программе являются следующие:
-

беседа,

-

комбинированное занятие,

-

демонстрационное занятие,

-

репетиционное занятие.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие
формы:
-

отчетный концерт
1.2 Цели и задачи программы

Цель

программы

-

личностное

и

интеллектуальное

развитие

обучающихся, формирование у учащихся интереса к хоровому пению и
музыкальному искусству.
Задачи программы:
Обучающие:


Ознакомить учащихся с основами вокальной техники и ритмики;
6



Развивать навыки пения в хоре, умение слушать и соотносить

голосовые партии;
 Ознакомить с разнообразием музыкальных жанров и произведений;
 Воспитывать правильную постановку голоса и дыхания.
Развивающие:


Развивать музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память;



Формировать навыки коллективного исполнения, слушания и

взаимопонимания;


Способствовать

развитию

творческих

способностей

через

импровизацию и исполнение.
Воспитательные:
 Воспитывать культурно-эстетические ценности, любовь к музыке;


Формировать коммуникативные навыки, уважение к мнению других;



Воспитывать трудолюбие, ответственность и дисциплину.
1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Сводный учебный план
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Блоки
Вводный блок. Введение в
хоровое пение
Развитие вокальных
навыков
Изучение простых
произведений
Ритмика и музыкальная
грамота
Коллективное пение и
сценическая культура
Итоговые занятия,
подготовка к концерту
Итого:

Количество часов по
годам обучения
1 год
12

Всего

40

40

50

50

20

20

20

20

10

10

152

152

1.3.2.
№
п/п

Название раздела
(блока),
темы

Учебный план

Количество часов
Всего Теория Практика
7

12

Формы\методы
аттестации/
контроля

Блок 1. «Вводный блок»
1.1.

Введение в хоровое
пение

2.1.

Работа над
дыханием,
постановка
голоса
Распевки, развитие
слуха

2.2.

3.1.

4.1.

4.2.

4.3.

5.1.

5.2.

5.3.

Групповая/индивидуальная
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Блок 2. «Развитие вокальных навыков»
12

4

8

Групповая/индивидуальная
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
2
18
Групповая/индивидуальная
20
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Блок 3. «Изучение простых произведений»
20

4

16

Разучивание
10
40
Групповая/индивидуальная
50
и исполнение
работа, выполнение
песен,
практических заданий,
развитие
наблюдение
исполнительс
ких навыков
Блок 4. «Ритмика и музыкальная грамота»
Основы ритма, счет

4

Групповая/индивидуальная
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Знакомство с
4
4
Групповая/индивидуальная
8
нотами
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Движения
2
6
Групповая/индивидуальная
8
под музыку
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Блок 5. «Коллективное пение и сценическая культура»

Развитие
сценической
культуры

4

2

2

Групповая/индивидуальная
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Совместное
2
6
Групповая/индивидуальная
8
выступление
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Эмоциональная
2
6
Групповая/индивидуальная
8
выразительность
работа, выполнение
практических заданий,
наблюдение
Блок 6. «Итоговые занятия, подготовка к концерту»
2

2

8

6.1.

Репетиции,
подготовка к
итоговому
выступлению

-

9

Опрос, выполнение
практических заданий,
наблюдение, открытое занятие

9

Блок 7. «Итоговое выступление»
Отчетный
концерт
ИТОГО:

7.1.

1

-

1

152

34

118

1.3.3. Содержание учебного плана
Блок 1. «Вводный блок».
Теория: Ознакомление с основами хорового пения: история, значение,
роль в развитии музыкального слуха и художественного восприятия. Правила
поведения и этикет в хоре (взаимоуважение, дисциплина, уход за
инструментом – голосом). Знакомство с коллективом, создание атмосферы
доверия и поддержки.
Практика:

Беседы

и

обсуждения

правил

поведения.

Игровые

упражнения для знакомства и формирования командного духа. Простые
упражнения на развитие внимания, концентрации и взаимопонимания.
Первичные вокальные разминки, дыхательные упражнения
Блок 2. «Развитие вокальных навыков».
Теория: Основные принципы правильного дыхания для пения.
Постановка голоса, развитие диапазона. Распевки как подготовительный этап
к исполнению песен. Развитие слуха, различение высот и интервалов.
Практика: Упражнения на дыхание (дыхание диафрагмой, контроль
дыхания). Распевки и упражнения на развитие голоса (мелодические
упражнения, гаммы, арпеджио). Тренировка слуха через распознавание высот
и интервалов. Постановочные упражнения для закрепления правильной
техники.
Блок 3. «Изучение простых произведений».
Теория: Разбор структуры песен: мелодия, ритм, текст. Основные
понятия исполнения — ритмическая точность, интонация, выразительность.
9

Значение художественного восприятия и эмоциональной выразительности.
Практика: Разучивание и повторение простых песен. Исполнение в
хоре, работа над точностью и слаженностью. Репетиции с разбором ошибок,
исправление ошибок. Развитие исполнительских навыков через работу с
текстом и эмоциями.
Блок 4. «Ритмика и музыкальная грамота».
Теория: Основы ритма, метр, такт. Знакомство с нотной грамотой: ноты,
длительности, ключи. Взаимосвязь музыки и движения, развитие чувства
ритма.
Практика: Тесты и упражнения на закрепление ритмических паттернов.
Игры на движение под музыку, выполнение ритмических упражнений.
Упражнения на чтение нот, пересказ с помощью движений. Практика счета и
запоминания ритмов.
Блок 5. «Коллективное пение и сценическая культура».
Теория:

Основы

сценической

культуры:

поведение,

жесты,

выразительность. Важность командной работы и взаимодействия. Влияние
сценического искусства на восприятие зрителем.
Практика:

Совместные

выступления,

разучивание

сценических

движений. Развитие эмоциональной выразительности через игру и мимику.
Взаимная поддержка в группе, развитие сценической уверенности. Обратная
связь и самооценка выступлений.
Блок 6. «Итоговые занятия и подготовку к концерту».
Теория: Обсуждение целей итогового выступления. Правила подготовки
и поведения на сцене.
Практика: Репетиции финальной программы. Итоговое выступление
перед классом или родителями. Анализ выступления, обсуждение успехов и
областей для улучшения. Обратная связь и мотивация к дальнейшему
развитию.

10

1.3.4. Планируемые результаты
Личностные:


Формирование положительного отношения к коллективной деятельности,
развитию командного духа и взаимопомощи;



Воспитание уважения к другим участникам, умения слушать и слышать
товарищей;



Развитие интереса к музыке, желание участвовать в совместных пениях и
сценических мероприятиях;



Формирование чувства ответственности за своё поведение и подготовку к
выступлениям;



Воспитание

эмоциональной

выразительности

и

умения

передавать

настроение через пение.
Метапредметные:


Развитие коммуникативных умений: умение слушать, выражать свои мысли
и чувства;



Формирование навыков работы в группе: совместное выполнение заданий,
поддержка товарищей;



Развитие внимания, памяти и концентрации при выполнении музыкальных
заданий;



Навыки самоконтроля и самооценки в процессе обучения и выступлений;



Формирование основы сценической культуры и сценического поведения.
Предметные:



Знание основных правил поведения в хоре, правил техники безопасности и
гигиены голоса;



Владение простыми вокальными навыками: дыхательные упражнения,
постановка голоса, развитие слуха;



Умение разучивать и исполнять простые песни, соблюдать ритм и
интонацию;



Знание элементов музыкальной грамоты: ноты, длительности, ритмические
паттерны;
11



Способность участвовать в коллективных пениях, проявлять сценическую
активность и эмоциональную выразительность.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Дата

Тема

1 неделя

Вводное занятие

Знакомство с коллективом,
правила поведения
2 неделя Ознакомление с основами
хорового пения, правила
поведения
3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

Разминки, дыхательные
упражнения.
Постановка
голоса,
распевки
Разучивание первой
простой песни
Работа над
ритмикой,
основы
музыкальной
грамоты
Исполнение первой песни,
развитие слуха
Итоговая консультация
по первому разделу

Форма занятия

Форма/методы
контроля

Беседа, игровое занятие

Наблюдение

Беседа, наблюдение

Наблюдение

Практическое занятие

Наблюдение

Практическое занятие

Наблюдение

Практическое занятие

Наблюдение

Тренировочные игры,
практические задания

Наблюдение

Репетиция, исполнение

Наблюдение

Контроль, обсуждение

Наблюдение

Развитие вокальных
навыков: распевки,
дыхание

Практические упражнения

Разучивание второй

Практическое занятие

Наблюдение
Наблюдение

12

Наблюдение

Наблюдение

песни
11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

Работа над сценической
культурой, сценическим
поведением

Тренинги, репетиции

Наблюдение
Наблюдение

Развитие чувства
ритма, движение под
музыку

Игровые упражнения

Изучение новых
элементов музыкальной
грамоты

Упражнения, игры

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Совместное исполнение

Репетиция

Наблюдение

двух песен
15 неделя

16 неделя

Наблюдение

Итоговая подготовка к
сценическому
выступлению

Репетиции,
организационные моменты

Наблюдение

Итоговое выступление,
обсуждение результатов

Выступление, беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

2.2. Материально – техническое обеспечение
Кабинет для обучения: учебный кабинет
№
Оборудование
1. Проектор
2. Синтезатор
3.
4.
5.
6.

Количество /шт.
1
1

Компьютер
Аудиосистема
Микрофон
Пюпитр
2.3.

1
1
4
4
Кадровое обеспечение

1. Количество педагогов, ведущих занятие: 1.
2. Требования к компетенции педагога:
− педагогическое образование;
− профильная подготовка педагога:
- профессиональная компетенция педагога, 1 квалификационная категория.
− владение знаниями по основам психологии детей и подростков;
− владение основами знаний по работе с детьми особых категорий
13

(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)
− владение знаниями по ТБ и ПБ.
2.4. Формы аттестации
В

учебном

процессе

используются

как

групповые,

так

и

индивидуальные формы контроля освоения программы. Виды, формы и
методы контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице.
Виды
контроля,
сроки
Текущий (в течение
всего учебного года)

Содержание

Выявление
ошибок и успехов
в освоении
материала.

Формы
контроля

Методы контроля

Индивидуальный Опрос

Групповой

Выполнение
практических
заданий
Наблюдение

Итоговый
(аттестация)
 текущая
(конец 1-го
полугодия)

 промежуточная
(конец 2-го
полугодия)

отслеживание
динамики,
прогнозирование
результативности
дальнейшего
обучения

Индивидуальный Выполнение
практических
заданий
Групповой

Открытое занятие
Наблюдение

Индивидуальный
определение
Выполнение
уровня
практических
сформированности
заданий
знаний, умений и
навыков по
Групповой
Отчетный концерт
окончании курса
Наблюдение
обучения каждого
года

определение
уровня
сформированност
и
знаний, умений и

Индивидуальный
Опрос по всему
пройденному
14

- итоговая
(конец всего курса
обучения)

навыков по
окончании всего
курса обучения по
программе.

теоретическому
материалу

Групповой

Выполнение
практических
заданий
Отчетный концерт
Наблюдение

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
текущей, промежуточной (итоговой – для последнего года обучения)
аттестации через механизмы групповой и индивидуальной работы, которая
проходит в виде опроса в форме устной беседы по отдельным темам
пройденного материала, наблюдения, выполнения практических заданий,
проведение отчетного концерта и открытых занятий. Сроки проведения
аттестации устанавливаются администрацией образовательного учреждения и
фиксируются в его общем учебном плане: для текущей аттестации – это
последняя учебная неделя 1-го полугодия; для промежуточной (итоговой – для
последнего года обучения) – последняя учебная неделя 2-го полугодия. В
процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика
развития обучающихся по основным критериям.

2.5. Оценочные материалы
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего
уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля
образовательной

деятельности

обучающихся

и

уровня

освоения

дополнительной общеразвивающей программы «Хоровая студия» по итогам
аттестации. В соответствии с целью и задачами программы, используются
следующие формы определения результативности освоения программы:
викторина, шахматный турнир. В процессе итогового контроля отслеживается
усвоение знаний и динамика развития обучающихся по основным критериям:


осмысленность

и

свободное
15

использование

специальной

терминологии;
 соответствие уровня подготовки программным требованиям;
 соответствие степени усвоения материала программным требованиям;
 творческое отношение к выполнению поставленной задачи;
 уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения
работать в команде.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности по
следующим параметрам и критериям:


мотивация

(выраженность

интереса

к

занятиям;

самооценка

деятельности на занятиях; ориентация на общепринятые моральные нормы и
их выполнение в поведении);
 познавательная сфера (уровень развития познавательной активности,
самостоятельности);
 регулятивная сфера (произвольность деятельности; уровень развития
контроля);
 коммуникативная сфера (способность к сотрудничеству).

16

Список литературы

2.6.
1.

Плющенко Г. Г. «Хоровое пение для начальной школы». — М.:
Просвещение, 2005.

2.

Милютина В. В. «Основы хорового искусства». — М.:
Просвещение, 2017.

3.

Козлов В. А. «Практическое руководство по хоровому пению». —
М.: Академия, 2016

4.

Методика преподавания хорового пения в начальной школе / Под
ред. В. И. Зайцева. — М.: Гуманитарное издательство, 2020

5.

Концепция развития хорового искусства в начальной школе / М.:
Издательство «Образование», 2019

6.

Руководство по вокально-хоровой деятельности / В. В. Милютина,
Т. Н. Иванова

7.

Бобби Фишер учит
Литература для детей:

1. Сидорович Д.Е. Великие музыканты ХХ века. – М.: 2003.
2. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998
3. Михеева Л.В. Словарь юного музыканта – АСТ 2009.
4. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Все обо всем». – М.: 2002.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».