Планируемые результаты освоения учебного курса «Физика человека»
К личностным результатам изучения курса на уровне основного общего образования
относятся следующие убеждения и качества:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а
также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения
слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве
с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
10.Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
В результате изучения учебного курса «Физика человека» на уровне основного общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
1.
в познавательной сфере: понимать природу важнейших физических явлений окружающего
мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
2.
пользоваться методами научного познания явлений природы, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков, формул, обнаруживать зависимости между
физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы
погрешностей результатов измерений;
3.
применять теоритические знания по физике на практике, решать физические задачи
на применение полученных знаний;
4.
применять полученные применять полученные знания для объяснения принципов
действия
важнейших
технических
устройств, решения
практических
задач
повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Выпускник получит возможность научиться:
5.
владеть приемами убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
6.
развить теоретическое мышления на основе формирования устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7.
развить коммуникативные умения (умение докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации).
Содержание курса
10 класс
Введение - 1 час
Измерение физических величин. История метрической системы - 4 часа
Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные
весы. Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ - система
интернациональная.
Первоначальные сведения о строении вещества - 2 часа
Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов. История открытия
броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.
Движение и силы - 5 часов
Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта). Предельно допустимая
нагрузка поднимаемой тяжести для человека в разном возрасте
Трение в природе и технике. Сколько весит тело, когда оно падает? Невесомость. Выход в
открытый космос
Давление жидкостей и газов - 6 часов
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление Земли. Влияние изменения
атмосферного давления на самочувствие человека (Метеозависимость людей). Применение в
медицине шприца, пипетки, присоски, ЭКГ, медицинских банок.
Воздух работает. Исследования морских глубин. Архимедова сила и киты. Архимед о плавании
тел. Безопасность поведения на воде. Профилактика первой помощи.
Работа и мощность. Энергия - 3 часа
Простые механизмы. Сильнее самого себя. Как устраивались чудеса? Механика цветка. Вечный
двигатель. ГЭС.
Основы здорового образа жизни - 2 часа
Здоровье и его компоненты. Основы здорового образа жизни.
Вопросы биофизики и организм человека - 7 часов
Двигательная активность – жизненная необходимость. Гиподинамия. Движение крови по сосудам.
Закон Бернулли. Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Физиология зрения и
оптика. Теплорегуляция. Закон сохранения полной механической энергии и его проявление в
работе мышечной системы человека.
Физика и медицина - 6 часов
Биополя и биоизлучения. Физика в медицинской технике. Кабинет ЭКГ, ультразвуковой терапии.
Физиотерапевтический кабинет. Стоматологический кабинет.
Подведение итогов - 2 часа
Защита индивидуальных и групповых проектов по курсу
Тематическое планирование 10 класс
№
1
Темы
Введение
Количество уроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Измерение физических величин. История метрической системы
мер
Первоначальные сведения о строении вещества
Движение и силы
Давление жидкостей и газов
Работа и мощность. Энергия
Основы ЗОЖ
Вопросы биофизики и организм человека
Физика и медицина
Подведение итогов
Итого
2
2
5
6
3
2
6
5
2
34
Тематическое планирование материала курса «Физика человека» в 10 классе
(Расчёт учебного времени: 1 часа в неделю, 34 часа в год)
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Тема урока
Количество часов
1. Введение - 1 час
Введение в курс «Физика человека. 10 класс»
1
2. Измерение физических величин. История метрической системы мер – 2 часа
Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло
1
выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы
Десятичная метрическая система мер. Вычисление в
1
различных системах мер. СИ-система
интернациональная.
3. Первоначальные сведения о строении вещества – 2 часа
Представления древних ученых о природе вещества.
1
М.В. Ломоносов
История открытия броуновского движения. Изучение и
1
объяснение броуновского движения.
4. Движение и силы – 5 часов
Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей
1
(катапульта)
Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести
1
для человека в разном возрасте
Трение в природе и технике.
1
Сколько весит тело, когда оно падает?
1
Невесомость. Выход в открытый космос
1
5. Давление жидкостей и газов – 6 часов
Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
1
Атмосферное давление Земли. Воздух работает.
1
Исследования морских глубин
Влияние изменения атмосферного давления на
1
самочувствие человека (Метеозависимость людей).
Применение в медицине шприца, пипетки, присоски,
1
ЭКГ, медицинских банок.
Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.
1
Безопасность поведения на воде. Профилактика первой
1
помощи.
6. Работа и мощность. Энергия – 3 часа
Простые механизмы. Сильнее самого себя.
1
Как устраивались чудеса? Механика цветка.
1
Вечный двигатель. ГЭС.
1
7. Основы ЗОЖ – 2 часа
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Здоровье и его компоненты.
1
Основы ЗОЖ.
1
8. Вопросы биофизики и организм человека – 6 часов
Двигательная активность – жизненная необходимость.
1
Гиподинамия.
Движение крови по сосудам. Закон Бернулли.
1
Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. 1
Физиология зрения и оптика.
1
Теплорегуляция.
1
Закон сохранения полной механической энергии и его
1
проявление в работе мышечной системы человека.
9. Физика и медицина – 5 часов
Биополя и биоизлучения
1
Физика в медицинской технике.
1
Кабинет ЭКГ, ультразвуковая терапия
1
Физиотерапевтический кабинет
1
Стоматологический кабинет
1
10. Подведение итогов – 2 часа
Защита проектов по курсу (индивидуальные проекты)
1
Защита проектов по курсу (групповые проекты)
1
Содержание курса
11 класс
Введение - 1 час
Значение для человека знаний по биологии, биофизике, медицинской и биологической физике.
Исторические межнаучные связи: физики и медицины, физики и биологии (деятельность ученых:
Ньютон, Юнг, Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере. Управление в системе «Человек»
как в физической системе.
Двигательная активность жизненно необходима - 10 часов
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия в биологических системах. Опорнодвигательная система, скелет человека и млекопитающих животных. Виды деформации и опорнодвигательная система..
Строение скелета и конструкция зданий /Эйфелева башня/.
Работоспособность человека при статической и динамической работе мышц.Механическое
напряжение, предел прочности, запас прочности. Основы биостатики. Биостатика растений.
Биостатика животных. Биомеханика движений человека. Кинематика, динамика и энергетика
движения человека. Кинематика, динамика и энергетика движения животных. Польза активного
отдыха и значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.
Практические работы:
-Измерение быстроты реакции человека
-Определение прочности природных материалов
-Определение прочности кости
-Измерение мышечных усилий человека с помощью силомера
-Влияние физической активности на скелет человека
Творческие задания:
-Разработать конструкцию модели мышцы человека.
-Разработать комплекс упражнений на тренировку равновесия /с физическим обоснованием
каждого упражнения.
Основы гидродинамики. Движение крови по сосудам - 5 часов
Система органов кровообращения. Взаимосвязь движения крови и движение жидкости по трубам.
Закон Бернулли. Первая помощь при кровотечениях.
Практические работы:
-Измерение пульса и артериального давления.
-Приемы остановки кровотечения.
-Влияние физической нагрузки на кровяное давление и пульс.
Механизм вдоха и выдоха. Дыхание - 5 часов
Состав воздуха и роль его компонентов для организма. Механизм дыхания и его объяснение с
физической точки зрения. Значение атмосферного давления и роль диффузии в жизни человека.
Гидростатическое давление проблемы дыхания в воде. Кислородное голодание и отравление.
Кессонная болезнь.
Влажность воздуха и ее значение для дыхания человека.
Практическая работы:
-Определение жизненной емкости легких.
-Измерение частоты дыхания
Физиология зрения и оптика - 2 часа
Строение глаза и его оптическую часть. Построение изображений, даваемые глазной мышцей.
Недостатки зрения и их причины. Загадочный мир света.
Орган слуха. Акустические явления - 2 часа
Работа слухового анализатора. Определение чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук
и его характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их применение. Влияние шума на организм
человека. Утомление органов слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат человека.
Практическая работа:
-Исследование шумового загрязнения в районе школы.
Теплорегуляция - 4 часа
Теплопередача и ее виды. Процесс парообразования и факторы, влияющие на этот процесс.
Влажность воздуха и ее значение для человека и других живых организмов. Оптимальный
воздушно-тепловой режим для жизнедеятельности человеческого организма. Способы
искусственного изменения абсолютной и относительной влажности. Использование
низкотемпературного метода (криогенная медицина) разрушения ткани при замораживании и
размораживании.
Человек и физические поля окружающего мира - 1 час
Естественные источники электромагнитного излучения. Взаимодействие электромагнитных
излучений с веществом. Действие излучений различной частоты на человека. Использование
электромагнитных и радиоактивных излучений в медицине (физические основы современных
диагностик).
Биополя и биоизлучение человека - 2 часа
Виды физических полей тела человека, источники и характеристики полей.
Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Электромагнитные
излучения СВЧ-диапазона. Акустические поля человека . Практическое использование теплового
излучения. Магнитные и электрические поля вокруг живых организмов. Биоэлектрические
потенциалы в клетках и тканях человека. Физические основы электрокардиографии.
Методы
исследования электрической активности мозга. Электростимуляторы.
Достижения
электробиологии.
Подведение итогов - 1 час
Тематическое планирование 11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Темы
Введение
Двигательная активность жизненно необходима
Основы гидродинамики
Механизм дыхания
Физиология зрения и оптика
Орган слуха. Акустические явления
Теплорегуляция
Человек и физические поля окружающего мира
Биополя и биоизлучение человека
Подведение итогов
Итого
Количество уроков
1
10
5
5
2
3
4
1
2
1
34
Тематическое планирование материала курса «Физика человека» в 11 классе
(Расчёт учебного времени: 1 часа в неделю, 34 часа в год)
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Тема урока
Количество часов
1. Введение – 1 час
Значение для человека знаний по биологии, биофизике,
1
медицинской и биологической физике. Исторические
межнаучные связи: физики и медицины, физики и
биологии (деятельность ученых: Ньютон, Юнг,
Гельмгольц и др.). Место человека в биосфере.
Управление в системе «Человек» как в физической
системе
2. Двигательная активность жизненно необходима – 10 часов
Геометрическое и физическое подобие. Анализ подобия 1
в биологических системах
Биомеханика движений человека
1
Практическая работа. «Измерение быстроты реакции
1
человека»
Практическая работа. «Измерение мышечных усилий
1
человека с помощью силомера»
Опорно-двигательная система человека и виды
1
деформаций.
Определение прочности природных материалов
1
Определение прочности кости
1
Влияние физической активности на скелет человека
1
Значение активного отдыха для правильного
1
формирования скелета.
Разработка комплекса упражнений для тренировки
1
равновесия и для поддержания мышечного тонуса
3. Основы гидродинамики – 5 часов
Система органов кровообращения и движение жидкости 1
по трубам
Скорость движения крови. Практическая работа
1
«Освоения процедур измерения пульса»
Практическая работа «Освоение процедур измерения
1
давления»
Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа 1
«Ознакомление с приемами остановки кровотечения»
Практическая работа
1
«Влияние физической нагрузки на кровяное давление и
пульс».
4. Механизм дыхания – 5 часов
Состав воздуха и роль его компонентов для организма.
1
Значение атмосферного давления и роль диффузии в
1
жизни человека.
Механизм дыхания и его объяснение с физической точки 1
зрения. Практическая работа «Измерить частоту
дыхания»
Гидростатическое давление. Проблемы дыхания в воде.
1
Практическая работа «Определить жизненную емкость
1
легких».
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
5. Физиология зрения и оптика – 2 часа
Рассмотреть строение глаза и его оптическую часть.
1
Недостатки зрения и их причины.
Загадочный мир света.
1
6. Орган слуха. Акустические явления – 3 часа
Работа слухового анализатора. Определение
1
чувствительности слуха. Порог слышимости. Звук и его
характеристики. Ультразвук и инфразвук, и их
применение.
Влияние шума на организм человека. Утомление органов
слуха, способы их снятия. Голосовой и слуховой аппарат
человека.
Практическая работа «Определить шумовое загрязнение 1
в районе школы»
7. Теплорегуляция – 4 часа
Температура человека. Распределение температуры по
1
телу человека.
Влажность воздуха и ее значение для человека и других
1
живых организмов.
Оптимальный воздушно-тепловой режим для
1
жизнедеятельности человеческого организма
Использование низкотемпературного метода.
1
8. Человек и физические поля окружающего мира – 1 часа
Естественные источники электромагнитного излучения.
1
Использование электромагнитных и радиоактивных
излучений в медицине
9. Биополя и биоизлучение человека – 2 часа
Виды физических полей тела человека. Их источники и
1
характеристики.
Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях
1
человека. Физические основы электрокардиографии.
10. Подведение итогов – 1 час
Итоговый урок по курсу «Физика человека»
1