РП ВД Разговоры о важном 10-11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью
содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить,
что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий
выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель
будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий,
что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории,
где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным

содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) гимна
Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная,
третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная
обучающихся:

часть

строится

интеллектуальной

как

сочетание

(работа

с

разнообразной

представленной

деятельности
информацией),

коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Русский

язык

государственный

в

язык,

эпоху

цифровых

объединяющий

технологий.

Русский

многонациональную

семью

язык

—

народов

Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в
устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и
понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается

цифровая

безопасность

государства

и

каждого

человека?

Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к
людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных

ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители
информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских
городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности
для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с
животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества

—

выражение

благодарности,

признательности

и

уважения

за

самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в
формировании нравственности традиционных ценностей, культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История
развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи —
до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной
политики.

Изучение,

реставрация

и

интерпретация

памятников

искусства.

Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни:
как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный
диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне
и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских
классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном
развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах
России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли

—приоритетное

направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет

национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения
слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа,
сохранение

памяти

о

Великой

Отечественной

войне

последующим

поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся

российской
к

гражданской

саморазвитию,

идентичности;

самостоятельности

и

готовность
личностному

самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,

формирование

системы

антикоррупционного

значимых

ценностно-смысловых

мировоззрения,

правосознания,

экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

проявлять

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения

практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владеть навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую

из

различных

источников;

использовать

средства

информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности; определять назначение
и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно оценивать и
принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом
гражданских и нравственных ценностей; владеть навыками познавательной
рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,
их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
язык как средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены

и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимание
основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в
Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире; владение комплексом
знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем
и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений
применять исторические знания в профессиональной и общественной
деятельности, поликультурном общении; развитие умений вести диалог,
обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в
источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного
развития.
География:

формирование

представлений

о

современной

географической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических

аспектов

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение
умениями

географического

анализа

и

интерпретации

разнообразной

информации; владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия

природы

и

общества,

о

природных

и

социально-

экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование

биологической

терминологией

и

символикой;

владение

основными методами научного познания; формирование собственной позиции
по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(10-11 классы)

№
п/п

Темы занятий

Количество
часов

1

Зачем человеку
учиться?

1

2

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

1

Основное содержание

Виды деятельности Электронные ресурсы
обучающихся
Обучение — важный процесс развития Эвристическая беседа,
человека. Роль знаний в развитии
просмотр
личности и общества. Влияние
видеофрагментов,
цифровых технологий на приобретение
выполнение
знаний. Развитие навыков работы в
интерактивных
разговорыоважном.р
команде, уважения разных мнений,
заданий, работа в
ф
разрешения конфликтов и эмпатии в группах, выполнение
ходе школьного образования.
творческих заданий
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную
семью народов Российской Федерации. Эвристическая беседа,
Современное разнообразие русского
просмотр
языка, изменения в устной и
видеофрагментов,
письменной речи под влиянием
выполнение
цифровой среды. Грамотная, логичная и
интерактивных
разговорыоважном.р
понятная речь — признак образованного заданий, работа в
ф
человека и залог успеха в будущем.
группах, выполнение
Правила использования стилей речи в творческих заданий
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм

3

Цифровой суверенитет
страны

1

Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность Эвристическая беседа,
государства и каждого человека?
просмотр
Возможности цифрового мира: как
видеофрагментов,
современные технологии помогают
выполнение
учиться, работать и осваивать новые
интерактивных
разговорыоважном.р
горизонты. Мир цифровых профессий:
заданий, работа в
ф
как создаются новые технологии?
группах, выполнение
Правила безопасного поведения в сети и творческих заданий
угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека

4

5

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности

О творчестве. Ко Дню
музыки

Что такое уважение? Ко
6
Дню учителя

1

1

1

Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на Эвристическая беседа,
благо человечества. Контроль
просмотр
распространения атомной энергии.
видеофрагментов,
Уникальные атомные технологии и
выполнение
разговорыоважном.р
достижения отечественной научной
интерактивных
ф
школы. Влияние экологически чистых и заданий, работа в
эффективных источников энергии на группах, выполнение
будущее человечества.
творческих заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд
Русская культура — признанное
Эвристическая беседа,
мировое достояние человечества.
просмотр
Реализация творческого потенциала
видеофрагментов,
взрослых и детей. Музыка как вид
выполнение
искусства. Состояние современной
интерактивных
разговорыоважном.р
отечественной музыки: жанры и
заданий, работа в
ф
направления.
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: приоритет творческих заданий
ду-ховного над материальным,
служение Отечеству
Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого
человека. Осознанное уважительное Эвристическая беседа,
отношение к людям, к чужому труду, к
просмотр
государству — фундамент
видеофрагментов,
гармоничного развития общества.
выполнение
Правила общения внутри семьи, школы
интерактивных
разговорыоважном.р
и коллектива. Подготовка к взрослой
заданий, работа в
ф
жизни и формирование
группах, выполнение
ответственности. О роли педагога в
творческих заданий
воспитании личности.
Формирующиеся ценности:

взаимоуважение, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу

7

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

Семья как ценность в жизни каждого Эвристическая беседа,
человека, основа любого общества.
просмотр
Формирование общих семейных
видеофрагментов,
ценностей — залог взаимопонимания в
выполнение
разговорыоважном.р
семье. Преодоление конфликтов и
интерактивных
ф
проблем в общении за счет
заданий, работа в
взаимоуважения и обмена опытом.
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: крепкая
творческих заданий
семья

8

9

О городах России. Ко
Дню народного
единства

Общество
безграничных
возможностей

1

1

Города России: разнообразие культур,
языков и вековых традиций. Единство
народов, проживающих на территории Эвристическая беседа,
Российской Федерации. Древнейшие
просмотр
города России как хранители
видеофрагментов,
информации о наших предках и
выполнение
культурного кода страны. Изучение
интерактивных
разговорыоважном.р
российских городов — изучение
заданий, работа в
ф
страниц истории Отечества. Роль
группах, выполнение
государства в развитии малых городов. творческих заданий
Возможности граждан в развитии своей
малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, Эвристическая беседа,
но имеющих единые потребности в
просмотр
любви, уважении, дружбе, принятии и
видеофрагментов,
самореализации. Роль цифровых
выполнение
технологий в расширении возможностей
интерактивных
разговорыоважном.р
участия в общественных процессах.
заданий, работа в
ф
Готовность уважительно воспринимать группах, выполнение
другого человека — основа
творческих заданий
гармоничных отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение

Селекция и генетика. К
10
170-летию
И. В. Мичурина

1

Генетика и селекция — перспективные
области науки, улучшающие жизнь Эвристическая беседа,
общества. Уникальные научные
просмотр
достижения российских ученых
видеофрагментов,
прошлого и настоящего.
выполнение
Открытия И. В. Мичурина и их влияние
интерактивных
разговорыоважном.р
на развитие страны. Возможности для
заданий, работа в
ф
подрастающего поколения в познании группах, выполнение
мира и личном развитии.
творческих заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы

Как решать конфликты
и справляться
11
с трудностями.
Ко Дню психолога

1

12

Профессия — жизнь
спасать

1

13

Домашние питомцы.
Всемирный день
питомца

1

Конфликты и трудности —
Эвристическая беседа,
естественный элемент развития
просмотр
общества и каждого отдельного
видеофрагментов,
человека. Поиск причины конфликтов
выполнение
как ключ к их разрешению. Совместные
интерактивных
разговорыоважном.р
усилия и внимание друг к другу как
заданий, работа в
ф
залог преодоления трудностей. Правила группах, выполнение
разрешения конфликтных ситуаций.
творческих заданий
Формирующиеся ценности:
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Эвристическая беседа,
Спасатель и риск ради другого человека.
просмотр
Профессиональные качества и навыки
видеофрагментов,
спасателей. Поведение в экстремальных
выполнение
разговорыоважном.р
ситуациях. Ответственное отношение к
интерактивных
ф
своей и чужой жизни, правила
заданий, работа в
безопасности.
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: патриотизм, творческих заданий
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
Эвристическая беседа,
человека. Бережное отношение к
просмотр
питомцам и ответственность за их
видеофрагментов,
жизнь — качества владельца домашних
выполнение
животных. Всемирный день питомца
интерактивных
разговорыоважном.р
объединяет людей всей планеты для
заданий, работа в
ф
укрепления ценностей дружбы и заботы группах, выполнение
о животных. Правила безопасности при творческих заданий
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие

14

Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев
Отечества

1

Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, Эвристическая беседа,
мужества и решительности —
просмотр
неотъемлемая часть российской
видеофрагментов,
идентичности. День Героев Отечества
выполнение
разговорыоважном.р
— выражение благодарности,
интерактивных
ф
признательности и уважения за
заданий, работа в
самоотверженность и мужество.
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: патриотизм, творческих заданий
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу

Закон и справедливость.
15 Ко Дню Конституции

16

Совесть внутри нас

Календарь полезных
17 дел. Новогоднее занятие

1

1

1

Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция
закрепляет права и свободы человека Эвристическая беседа,
как высшую ценность. Справедливость
просмотр
— одна из важнейших духовновидеофрагментов,
нравственных ценностей российского
выполнение
общества. Знание законов страны как
интерактивных
разговорыоважном.р
прямая обязанность каждого
заданий, работа в
ф
гражданина России. Какие права и
группах, выполнение
обязанности есть у детей?
творческих заданий
Формирующиеся ценности:
справедливость, жизнь, достоинство,
права и свободы человека
Совесть — внутренний ориентир,
Эвристическая беседа,
помогающий отличить добро от зла.
просмотр
Ключевая роль совести в
видеофрагментов,
осуществлении личного выбора.
выполнение
разговорыоважном.р
Влияние традиционных ценностей,
интерактивных
ф
культуры и исторического опыта страны заданий, работа в
на формирование нравственных
группах, выполнение
ориентиров личности. Формирующиеся творческих заданий
ценности: патриотизм, созидательный
труд
Зимние каникулы — это время не
Эвристическая беседа,
только для семейного доcуга и отдыха,
просмотр
но и добрых дел. Чем заняться на
видеофрагментов,
каникулах, чтобы провести время с
выполнение
пользой: составление календаря.
интерактивных
разговорыоважном.р
Новогодние традиции народов России.
заданий, работа в
ф
Подарки, создание атмосферы
группах, выполнение
новогодней сказки для своих родных и творческих заданий
близких.
Формирующиеся ценности: крепкая

семья, единство народов России,
взаимопомощь

18

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

1

История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа Эвристическая беседа,
мультипликации и ее достижения.
просмотр
Мировое признание советских и
видеофрагментов,
российских мультипликационных
выполнение
разговорыоважном.р
фильмов. Каждый фильм — это труд
интерактивных
ф
большой команды профессионалов.
заданий, работа в
Современная мультипликация,
группах, выполнение
профессии этой сферы.
творческих заданий
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, гуманизм

Музейное дело.
19 170 лет Третьяковской
галерее

20

Как создавать свой
бизнес?

1

1

Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и
культурного наследия как направление
государственной политики. Изучение,
реставрация и интерпретация
памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным, служение
Отечеству
Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать
свою мечту и принести пользу
обществу. Современные
предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это
не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего
начать свое дело? О мерах поддержки
для молодых предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
разговорыоважном.р
заданий, работа в
ф
группах, выполнение
творческих заданий

Эвристическая беседа,
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
разговорыоважном.р
заданий, работа в
ф
группах, выполнение
творческих заданий

21

Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки

1

Богатейшее наследие российской науки
и ее выдающихся представителей.
Эвристическая беседа,
Технологическое лидерство государства
просмотр
и развитие науки. Как меняются
видеофрагментов,
научные подходы с развитием
выполнение
разговорыоважном.р
цифровых технологий? Государственная
интерактивных
ф
поддержка науки и молодых ученых.
заданий, работа в
Как происходят современные открытия? группах, выполнение
Как стать ученым?
творческих заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм,
созидательный труд

Слушать, слышать и
договариваться.
22 Кто такие дипломаты?

Герой с соседнего
23 двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества

24

День наставника

1

1

1

Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов Эвристическая беседа,
государства и российских граждан.
просмотр
Специфика дипломатической работы.
видеофрагментов,
Диалог между государствами как основа
выполнение
международной стабильности. Навыки
интерактивных
разговорыоважном.р
для жизни: как научиться
заданий, работа в
ф
договариваться с окружающими
группах, выполнение
людьми и вести конструктивный диалог. творческих заданий
Формирующиеся ценности:
историческая память и преемственность
поколений, многонациональное
единство
Герой — реальный человек, живущий Эвристическая беседа,
рядом с нами, чья жизнь является
просмотр
примером для окружающих. В каждом
видеофрагментов,
регионе России живут выдающиеся
выполнение
разговорыоважном.р
герои, отважные, мужественные и
интерактивных
ф
трудолюбивые. Что такое героизм?
заданий, работа в
Какие качества отличают героя?
группах, выполнение
Формирующиеся ценности: патриотизм, творческих заданий
единство народов России
День наставника — важный
государственный праздник, который Эвристическая беседа,
позволяет закрепить статус наставников,
просмотр
подчеркнуть значимость этой
видеофрагментов,
деятельности и повысить ее престиж.
выполнение
Роль наставника в формировании и
интерактивных
разговорыоважном.р
профессиональном развитии личности.
заданий, работа в
ф
Знаменитые россияне и их наставники. группах, выполнение
К. Д. Ушинский как основоположник
творческих заданий
научной педагогики в России. Как найти

наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд

25 Всемирный день поэзии

Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
26 театральных деятелей
России

1

1

Поэзия — способ сохранения и
передачи культурных ценностей,
традиций и истории. Через стихи мы Эвристическая беседа,
можем узнать, как мыслили и
просмотр
чувствовали люди в разные эпохи.
видеофрагментов,
Почему иностранцы любят и читают
выполнение
русских писателей? Роль поэзии в
интерактивных
разговорыоважном.р
личном развитии человека, интеллекта и заданий, работа в
ф
душевных качеств. О современных
группах, выполнение
поэтах России. Почему люди пишут
творческих заданий
стихотворения, можно ли этому
научиться? Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества,
отражающее эпохи, нравы и судьбы Эвристическая беседа,
страны. Театр —семья разных
просмотр
профессий: декораторы, костюмеры,
видеофрагментов,
режиссеры, музыканты, дирижеры,
выполнение
гримеры и многие другие. Достижения
интерактивных
разговорыоважном.р
русской театральной школы, вошедшие
заданий, работа в
ф
в мировую практику. Развитие
группах, выполнение
школьных театров в России.
творческих заданий
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным,
созидательный труд

27

Как справляться с
волнением?

1

Волнение как естественное состояние Эвристическая беседа,
человека перед важным событием в
просмотр
жизни. Контроль эмоционального
видеофрагментов,
состояния, забота о своем физическом и
выполнение
психологическом здоровье. Какие
интерактивных
разговорыоважном.р
полезные привычки положительно
заданий, работа в
ф
влияют на эмоциональное состояние? группах, выполнение
Как их сформировать и
творческих заданий
придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь

28

29

65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики

Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии
переработки

1

1

Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли
— приоритетное направление
Эвристическая беседа,
национальных проектов. Достижения
просмотр
прошлого как предмет национальной
видеофрагментов,
гордости и мотивация для будущих
выполнение
свершений отечественной
интерактивных
разговорыоважном.р
космонавтики. Труд конструкторов,
заданий, работа в
ф
инженеров, летчиков и других
группах, выполнение
специалистов открывает для страны и творческих заданий
всего человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен заботиться Эвристическая беседа,
каждый человек?
просмотр
Неосознанное потребление как причина видеофрагментов,
роста количества мусора.
выполнение
Климатические изменения, загрязнение
интерактивных
разговорыоважном.р
окружающей среды. Развитие системы
заданий, работа в
ф
переработки отходов и роль государства группах, выполнение
в этом процессе. Какие полезные
творческих заданий
привычки необходимо сформировать у
себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд

Что значит работать
30
в команде? Сила
команды. Ко Дню труда

1

Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит Эвристическая беседа,
свой значимый вклад в общее дело и
просмотр
помогает добиться успеха.
видеофрагментов,
Развитие умения слышать друг друга и
выполнение
разговорыоважном.р
трудиться вместе. Умение слышать и
интерактивных
ф
трудиться сообща, разделять успех и
заданий, работа в
вместе переживать неудачу. Примеры группах, выполнение
коллективной работы в истории страны. творческих заданий
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд

Песни о войне. Ко Дню
31
Победы

32 Ценности, которые нас
объединяют

1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Песня! Как она много значит в жизни
каждого из нас, в судьбе своей страны.
Песня была участницей многих великих
свершений. В ней отразилась история, Эвристическая беседа,
судьба великой страны. Влияние песни
просмотр
на чувство сопричастности истории
видеофрагментов,
народа, сохранение памяти о Великой
выполнение
Отечественной войне последующими
интерактивных
разговорыоважном.р
поколениями.
заданий, работа в
ф
Формирующиеся ценности: единство группах, выполнение
народов России, историческая память и творческих заданий
преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир,
который помогает поступать правильно
и ответственно. Традиционные
Эвристическая беседа,
ценности помогают чувствовать себя
просмотр
частью народа, способствуют
видеофрагментов,
укреплению общества и развитию
выполнение
страны.
интерактивных
разговорыоважном.р
Следование ценностям помогает
заданий, работа в
ф
человеку развиваться и достигать
группах, выполнение
успеха. Уникальность каждого человека творческих заданий
и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и
уважением друг к другу существует
сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные российские духовнонравственные ценности
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».