РП ВД Функциональная грамотность 5-9

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 5-9 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности
Программа реализуется из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений и/или внеурочной деятельности, и включает 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
1)

Читательская

грамотность

–

основа

формирования

функциональной

грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствам разных учебных предметов и разными форматами
внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам
соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и
интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной,
надежность

непроверенной

источника

и

информации,

достоверность

что

формирует

информации,

умения

распознавать

оценивать
скрытые

коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
2) Основы математической грамотности определяются тем, что ее предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. В данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение
математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия,
актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
3) Основы естественнонаучной грамотности. Естественно-научно, грамотный
человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретировать данные использовать научные доказательства
для получения выводов. Вместе с тем

внеурочная деятельность предоставляет

дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых
методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических
учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это
совсем

не

обязательно

целый

класс),

ресурсного

обеспечения

(лабораторное

оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
4) Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. Обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного
использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую
информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и
оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий
сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или
семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и
понимания

при

решении

практических

вопросов,

входящих

в

число

задач,

рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета одного часа в неделю в каждом классе. Каждое образовательное
учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по
каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов составляет – 170 часов.
Количество часов на один год обучения в одном классе – 34 часа, т.е по 1 часу в
неделю. На модули

«читательская грамотность», «математическая грамотность»,

«финансовая грамотность» - 8-9 часов.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию
с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом

порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности. Реализация программы предполагает использование
форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется

умение применять знания о математических,

естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники
должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,

моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Программа нацелена на развитие:


способности человека формулировать, применять и интерпретировать

математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);


способности

человека

понимать,

использовать,

оценивать

тексты,

размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность);


способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания

для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная
грамотность);

финансовых

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
ситуациях,

способствующих

улучшению

финансового

благополучия

личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с
этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной
(по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и
итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и
критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при
этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для
достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

проявление интереса к способам познания;

стремление к самоизменению;

сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;

установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;

активное участие в жизни семьи;

приобретение опыта успешного межличностного общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе

умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;

осознание необходимости в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;

способность к совместной деятельности;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:

владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;

владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания

для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:

6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной

учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой

и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:


выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;

регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого;

принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.

1

Беседа, конкурс

2.

Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Работа в парах. Ролевая игра.

3.

Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.

4.

Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое)

1

Круглый стол

5.

Что такое вопрос? Виды вопросов

1

Квест, конкурс

6.

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?»

7.

Работа со сплошным текстом

1

Ролевая игра

8.

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

9

6 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы в эпическом
произведении

1

Беседа, конкурс

2.

Древнерусская летопись как источник информации о
реалиях

1

Круглый стол, ролевая игра

3.

Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных
текстах.

1

Работа в парах, игра в формате КВН

4.

Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол

5.

Тимы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?»

7.

Работа со несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями

8.

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

9

7 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации.

1

Беседа, конкурс

2.

Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация в
текстах.

1

Работа в парах

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учетом цели дальнейшего
использования?

1

Беседа, круглый стол, ролевая игра

4.

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение)

1

Квест, дискуссия, круглый стол

5.

Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа

1

Деловая игра

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи

1

Квест, круглый стол

7.

Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы

1

Деловая игра

8.

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

9

8 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник
информации.

1

Беседа, конкурс

2.

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Общественная ситуация в текстах.

1

Работа в парах

3.

Работа с текстом: как применять информацию из
текста в измененной ситуации?

1

Беседа, круглый стол

4.

Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия

5.

Поиск ошибок в предложенном тексте

1

Беседа, круглый стол

6.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи

1

Квест, круглый стол

7.

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация)

1

Деловая игра

8.

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

9

9 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Определение читательских умений с опорой на текст
и вне текстовые знания. Электронный текст как
источник информации

1

Беседа, конкурс

2.

Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуация в текстах.

1

Работа в парах, дискуссия

3.

Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?

1

Квест, круглый стол

4.

Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование)

1

Деловая игра, круглый стол

5.

Составление плана на основе исходного текста

1

Работа в группах, соревнования в формате КВН

6.

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи

1

Квест, круглый стол

7.

Работа с смешанным текстом. Составные тексты
(рубежная аттестация)

1

Деловая игра

8.

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления

1

Беседа, обсуждение, практикум

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца

1

Обсуждение, практикум, брейн-ринг

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание

1

Обсуждение, урок-исследование

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
тех, кто всегда говорит правду

1

Беседа, обсуждение, практикум

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование

6.

Размеры объектов окружающего мира ( от
элементарных частиц до Вселенной)

1

Обсуждение, урок-практикум, моделирование

Длительность процессов окружающего мира
7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков

1

Урок-практикум

8.

Применение таблиц, диаграмм и графиков при
решении задач

1

Урок-практикум

9.

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО
6 класс

9

№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние

1

Игра, обсуждение, практикум

2.

Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем

1

Исследовательская работа, урок-практикум

3.

Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа

1

Обсуждение, урок-практикум, соревнование

4.

Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары)

1

Урок-игра, урок исследование

5.

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц

1

Урок-игра, индивидуальная работа в парах

6.

Графы и их применение в решение задач

1

Обсуждение, урок-практикум

7.

Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование

1

Беседа, урок-исследование, моделирование

8.

Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности

1

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра

9.

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО

9

7 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.

1

Обсуждение, практикум.

2.

Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции.

1

Исследовательская работа, урок-практикум

3.

Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу

1

Обсуждение, урок-практикум

4.

Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического
содержания

1

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование

5.

Решение задач на вероятность событий в реальной
жизни

1

Урок-игра, урок-исследование

6.

Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики

1

Урок-исследование.

7.

Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы.

1

Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.

8.

Решение геометрических задач исследовательского
характера.

1

Проект, исследовательская работа.

9.

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО

9

8 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум

2.

Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни.

1

Беседа. Исследование

3.

Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.

1

Исследовательская работа, практикум.

4.

Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное расположение,
равенство.

1

Проектная работа.

5.

Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.

1

Обсуждение. Урок практикум

6.

Интерпретация трёхмерных изображений,
построение фигур

1

Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум

7.

Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование.

8.

Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.

1

Урок-практикум

9.

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО

9

9 класс
№

Тема занятия

Колво
часов

Формы деятельности

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и
сложные вопросы.

1

Беседа. Обсуждение. Практикум.

2.

Представление данных в виде диаграмм. Простые и
сложные вопросы

1

Обсуждение. Исследование. Практикум.

3.

Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.

1

Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум.

4.

Задачи с лишними данными

1

Обсуждение. Исследование.

5.

Решение типичных задач через систему линейных
уравнений.

1

Исследование. Выбор способа решения. Практикум

6.

Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел,
изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов

1

Обсуждение. Практикум.

7.

Решение стереометрических задач.

1

Обсуждение. Практикум..

8.

Вероятностные, статистические явления и
зависимости.

1

Исследование. Интерпретация результатов в разныхконтекстах.

9.

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Звуковые явление
1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки.

1

Беседа, демонстрация записей звуков.

2.

Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека.

1

Наблюдение физических явлений.

Строение вещества
3.

4.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.

1

Наблюдение физических явлений. Вода.
Уникальность воды.

1

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических
явлений.

Земля и земная кора. Минералы
5

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.

1

6

Атмосфера Земли.

1

Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение
минералогической экспозиции.

Живая природа
7

Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.

1

Беседа. Презентация

8

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

ИТОГО

8

6 класс
№

Кол-во
часов

Тема занятия

Формы деятельности

Строение вещества
1.

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел.

1

Наблюдения. Лабораторная работа

2.

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома

1

Моделирование.

Тепловые вещества
3.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических
явлений.

4.

Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Кипение.

1

Проектная работа.

Земля, Солнечная система и Вселенная
5

Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.

1

Обсуждение. Исследование. Проектная работа

Живая природа
6

Царства живой природы

1

Квест

7

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование

ИТОГО

8

7 класс
№

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
1.

Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

Беседа. Демонстрация моделей

1

Механические явления. Силы и движение
2.

Механическое движение. Инерция Закон Паскаля.
Гидростатический парадокс.

1

3.

Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.

1

Демонстрация моделей. Лабораторная работа.
Посещение производственных или научных лабораторий с
разрывными машинами и прессом.

Земля, мировой океан
4.

Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение
их происхождения.

5.

Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей
и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных
дронов.

Проектная деятельность.

1

Биологическое разнообразие
6.

Растения. Генная модификация растений. Внешнее
строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.

1

7.

Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция
птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция.

1

Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов»

8.

Проведение рубежной аттестации.

Тестирование

1
ИТОГО

8

8 класс
№

Кол-во
часов

Тема занятия

Формы деятельности

Структура и свойства вещества (электрические явления)
1.

Занимательное электричество.

1

Беседа. Демонстрация моделей

Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
2.

Магнетизм и электромагнетизм

1

3.

Строительство плотин

1

4.

Гидро электростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.

1

5.

Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.
Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Проектная работа.

Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
6.
7.

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.

1
Моделирование. Виртуальное моделирование.

Системы жизнедеятельности человека.
Проведение рубежной аттестации.

1

8.
ИТОГО

8

Тестирование

9 класс
№

Кол-во
часов

Тема занятия

Формы деятельности

Структура и свойства вещества
1.

На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

Демонстрация моделей. Дебаты.

1

Химические изменения состояния вещества
2.

Изменения состояния веществ. Физические явления и
химические превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент.
Исследование

Наследственность биологических объектов
3.

4.

Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический закон. Закономерности
наследования признаков.

1

Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия среды
обитания. Происхождение видов.

1

Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов.

1

Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение
явлений.

Экологическая система
5.

6.

Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.

1

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы
рационального природопользования.

1

Демонстрация моделей. Моделирование.

7.

Проведение рубежной аттестации

2
ИТОГО

8

Тестирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».