Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 5-9 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности
Программа реализуется из части учебного плана, формируемого участниками
образовательных отношений и/или внеурочной деятельности, и включает 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
1)
Читательская
грамотность
–
основа
формирования
функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствам разных учебных предметов и разными форматами
внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса
предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам
соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и
интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной,
надежность
непроверенной
источника
и
информации,
достоверность
что
формирует
информации,
умения
распознавать
оценивать
скрытые
коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
2) Основы математической грамотности определяются тем, что ее предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. В данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение
математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия,
актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
3) Основы естественнонаучной грамотности. Естественно-научно, грамотный
человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественнонаучного исследования; интерпретировать данные использовать научные доказательства
для получения выводов. Вместе с тем
внеурочная деятельность предоставляет
дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых
методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических
учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это
совсем
не
обязательно
целый
класс),
ресурсного
обеспечения
(лабораторное
оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
4) Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний,
умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных
финансовых решений. Обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного
использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую
информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и
оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и
навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий
сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или
семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и
понимания
при
решении
практических
вопросов,
входящих
в
число
задач,
рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание
модуля из расчета одного часа в неделю в каждом классе. Каждое образовательное
учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели и по
каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов составляет – 170 часов.
Количество часов на один год обучения в одном классе – 34 часа, т.е по 1 часу в
неделю. На модули
«читательская грамотность», «математическая грамотность»,
«финансовая грамотность» - 8-9 часов.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинать реализацию
с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом
порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности. Реализация программы предполагает использование
форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных
как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется
умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники
должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные
поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические
рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов,
чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль
математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
способности
человека
понимать,
использовать,
оценивать
тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания
для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная
грамотность);
финансовых
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
ситуациях,
способствующих
улучшению
финансового
благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с
этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной
(по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и
итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и
критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на
основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при
этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для
достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач,
осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей;
осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том
числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные
действия, составляющие умение учиться:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
— овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в
целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1)
базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
— сопоставления и сравнения,
— группировки, систематизации и классификации,
— анализа, синтеза, обобщения,
— выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
6 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты
с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1)
самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2)
самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3)
эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4)
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как источник
информации.
1
Беседа, конкурс
2.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.
1
Работа в парах. Ролевая игра.
3.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями.
4.
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое)
1
Круглый стол
5.
Что такое вопрос? Виды вопросов
1
Квест, конкурс
6.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?»
7.
Работа со сплошным текстом
1
Ролевая игра
8.
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
9
6 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы в эпическом
произведении
1
Беседа, конкурс
2.
Древнерусская летопись как источник информации о
реалиях
1
Круглый стол, ролевая игра
3.
Сопоставление содержания художественных текстов.
Определение авторской позиции в художественных
текстах.
1
Работа в парах, игра в формате КВН
4.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
1
Квест, круглый стол
5.
Тимы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)
1
Круглый стол, дискуссия
6.
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.
1
Квест, игра «Что? Где? Когда?»
7.
Работа со несплошным текстом: таблицы и карты.
1
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями
8.
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
9
7 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы и идеи в лирическом
произведении. Поэтический текст как источник
информации.
1
Беседа, конкурс
2.
Сопоставление содержания текстов
публицистического стиля. Общественная ситуация в
текстах.
1
Работа в парах
3.
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую
информацию с учетом цели дальнейшего
использования?
1
Беседа, круглый стол, ролевая игра
4.
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное
сочинение, резюме, толкование, определение)
1
Квест, дискуссия, круглый стол
5.
Поиск комментариев, подтверждающих основную
мысль текста, предложенного для анализа
1
Деловая игра
6.
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи
1
Квест, круглый стол
7.
Работа с несплошным текстом: информационные
листы и объявления, графики и диаграммы
1
Деловая игра
8.
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
9
8 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник
информации.
1
Беседа, конкурс
2.
Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Общественная ситуация в текстах.
1
Работа в парах
3.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в измененной ситуации?
1
Беседа, круглый стол
4.
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)
1
Квест, дискуссия
5.
Поиск ошибок в предложенном тексте
1
Беседа, круглый стол
6.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи
1
Квест, круглый стол
7.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация)
1
Деловая игра
8.
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
9
9 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Определение читательских умений с опорой на текст
и вне текстовые знания. Электронный текст как
источник информации
1
Беседа, конкурс
2.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуация в текстах.
1
Работа в парах, дискуссия
3.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
1
Квест, круглый стол
4.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование)
1
Деловая игра, круглый стол
5.
Составление плана на основе исходного текста
1
Работа в группах, соревнования в формате КВН
6.
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи
1
Квест, круглый стол
7.
Работа с смешанным текстом. Составные тексты
(рубежная аттестация)
1
Деловая игра
8.
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления
1
Беседа, обсуждение, практикум
2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца
1
Обсуждение, практикум, брейн-ринг
3.
Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание
1
Обсуждение, урок-исследование
4.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и
тех, кто всегда говорит правду
1
Беседа, обсуждение, практикум
5.
Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение
объекта на части и составление модели.
1
Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование
6.
Размеры объектов окружающего мира ( от
элементарных частиц до Вселенной)
1
Обсуждение, урок-практикум, моделирование
Длительность процессов окружающего мира
7.
Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков
1
Урок-практикум
8.
Применение таблиц, диаграмм и графиков при
решении задач
1
Урок-практикум
9.
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
6 класс
9
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние
1
Игра, обсуждение, практикум
2.
Вычисление величины, применение пропорций прямо
пропорциональных отношений для решения проблем
1
Исследовательская работа, урок-практикум
3.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа
1
Обсуждение, урок-практикум, соревнование
4.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары)
1
Урок-игра, урок исследование
5.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
1
Урок-игра, индивидуальная работа в парах
6.
Графы и их применение в решение задач
1
Обсуждение, урок-практикум
7.
Геометрические задачи на построение и на изучение
свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой
бумаге, конструирование
1
Беседа, урок-исследование, моделирование
8.
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности
1
Обсуждение, урок-практикум, проект, игра
9.
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
9
7 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Арифметические и алгебраические выражения:
свойства операций и принятых соглашений.
1
Обсуждение, практикум.
2.
Моделирование изменений окружающего мира с
помощью линейной функции.
1
Исследовательская работа, урок-практикум
3.
Задачи практико-ориентированного содержания: на
движение, на совместную работу
1
Обсуждение, урок-практикум
4.
Геометрические задачи на построения и на изучение
свойств фигур, возникающих в ситуациях
повседневной жизни, задач практического
содержания
1
Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование
5.
Решение задач на вероятность событий в реальной
жизни
1
Урок-игра, урок-исследование
6.
Элементы теории множеств как объединяющее
основание многих направлений математики
1
Урок-исследование.
7.
Статистические явления, представленные в
различной форме: текст, таблица, столбчатые и
линейные диаграммы, гистограммы.
1
Обсуждение, урок-практикум, проект, игра.
8.
Решение геометрических задач исследовательского
характера.
1
Проект, исследовательская работа.
9.
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
9
8 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
1
Практикум
2.
Вычисление расстояний на местности в стандартных
ситуациях и применение формул в повседневной
жизни.
1
Беседа. Исследование
3.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
1
Исследовательская работа, практикум.
4.
Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное расположение,
равенство.
1
Проектная работа.
5.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
1
Обсуждение. Урок практикум
6.
Интерпретация трёхмерных изображений,
построение фигур
1
Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум
7.
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
1
Урок-исследование.
8.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
1
Урок-практикум
9.
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
9
9 класс
№
Тема занятия
Колво
часов
Формы деятельности
1.
Представление данных в виде таблиц. Простые и
сложные вопросы.
1
Беседа. Обсуждение. Практикум.
2.
Представление данных в виде диаграмм. Простые и
сложные вопросы
1
Обсуждение. Исследование. Практикум.
3.
Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.
1
Моделирование. Конструирование алгоритма. Практикум.
4.
Задачи с лишними данными
1
Обсуждение. Исследование.
5.
Решение типичных задач через систему линейных
уравнений.
1
Исследование. Выбор способа решения. Практикум
6.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом
числа, различными представлениями чисел,
изяществом вычислений, вычислениями в уме,
оценкой разумности результатов
1
Обсуждение. Практикум.
7.
Решение стереометрических задач.
1
Обсуждение. Практикум..
8.
Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
1
Исследование. Интерпретация результатов в разныхконтекстах.
9.
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
Звуковые явление
1.
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы.
Слышимые и неслышимые звуки.
1
Беседа, демонстрация записей звуков.
2.
Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека.
1
Наблюдение физических явлений.
Строение вещества
3.
4.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.
1
Наблюдение физических явлений. Вода.
Уникальность воды.
1
Углекислый газ в природе и его значение.
1
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических
явлений.
Земля и земная кора. Минералы
5
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.
1
6
Атмосфера Земли.
1
Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение
минералогической экспозиции.
Живая природа
7
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
1
Беседа. Презентация
8
Проведение рубежной аттестации
1
Тестирование
ИТОГО
8
6 класс
№
Кол-во
часов
Тема занятия
Формы деятельности
Строение вещества
1.
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел.
1
Наблюдения. Лабораторная работа
2.
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома
1
Моделирование.
Тепловые вещества
3.
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры
1
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических
явлений.
4.
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация.
Кипение.
1
Проектная работа.
Земля, Солнечная система и Вселенная
5
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
1
Обсуждение. Исследование. Проектная работа
Живая природа
6
Царства живой природы
1
Квест
7
Проведение рубежной аттестации
2
Тестирование
ИТОГО
8
7 класс
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Формы деятельности
Структура и свойства вещества
1.
Почему все тела нам кажутся сплошными:
молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и
газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Беседа. Демонстрация моделей
1
Механические явления. Силы и движение
2.
Механическое движение. Инерция Закон Паскаля.
Гидростатический парадокс.
1
3.
Деформация тел. Виды деформации. Усталость
материалов.
1
Демонстрация моделей. Лабораторная работа.
Посещение производственных или научных лабораторий с
разрывными машинами и прессом.
Земля, мировой океан
4.
Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра.
Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение
их происхождения.
5.
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей
и океанов. Структура подводной сферы.
Исследование океана. Использование подводных
дронов.
Проектная деятельность.
1
Биологическое разнообразие
6.
Растения. Генная модификация растений. Внешнее
строение дождевого червя, моллюсков, насекомых.
1
7.
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их
многообразие. Пресноводные и морские рыбы.
Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция
птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы.
Сезонная миграция.
1
Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов»
8.
Проведение рубежной аттестации.
Тестирование
1
ИТОГО
8
8 класс
№
Кол-во
часов
Тема занятия
Формы деятельности
Структура и свойства вещества (электрические явления)
1.
Занимательное электричество.
1
Беседа. Демонстрация моделей
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии
2.
Магнетизм и электромагнетизм
1
3.
Строительство плотин
1
4.
Гидро электростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
1
5.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.
1
Беседа. Демонстрация моделей. Презентация.
Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.
Проектная работа.
Биология человека (здоровье, гигиена, питание)
6.
7.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.
1
Моделирование. Виртуальное моделирование.
Системы жизнедеятельности человека.
Проведение рубежной аттестации.
1
8.
ИТОГО
8
Тестирование
9 класс
№
Кол-во
часов
Тема занятия
Формы деятельности
Структура и свойства вещества
1.
На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.
Демонстрация моделей. Дебаты.
1
Химические изменения состояния вещества
2.
Изменения состояния веществ. Физические явления и
химические превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений.
1
Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент.
Исследование
Наследственность биологических объектов
3.
4.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие
организмов. Биогенетический закон. Закономерности
наследования признаков.
1
Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия среды
обитания. Происхождение видов.
1
Закономерности изменчивости: модификационная и
мутационная изменчивости. Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов.
1
Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение
явлений.
Экологическая система
5.
6.
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
1
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы
рационального природопользования.
1
Демонстрация моделей. Моделирование.
7.
Проведение рубежной аттестации
2
ИТОГО
8
Тестирование