Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Физика человека» является приложением к
Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ СОШ № 28.
Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам, определяет
распределение его по классам (годам изучения).
В ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные
потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с методами
исследования в физике и биологии, получат краткие данные о медицинской и биологической
аппаратуре. Навыки, полученные при работе с измерительными приборами, выполнение
практических работ и постановка эксперимента пригодятся в дальнейшей научно-технической
деятельности. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе
физических законов поможет им установить причинно-следственные связи, существующие в
живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и биологии. Программа
курса носит практико-ориентированный характер с элементами научно- исследовательской
деятельности.
Основные цели курса:
Показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому
организму, перспективное развитие науки и техники, а также показать в каких сферах
профессиональной деятельности им пригодятся полученные на спецкурсе знания.
Создать условия для формирования и развития интеллектуальных и практических умений
у учащихся в области физического эксперимента.
Развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Задачи курса:
Способствовать формированию познавательного интереса к физике, и развитию
творческих способностей у учащихся.
Развивать интеллектуальную компетентность учащихся.
Формировать навыки выполнения практических работ, ведения исследовательской
деятельности.
Совершенствовать навыки работы со справочной и научно популярной литературой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение курса отводится:
В 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса «Физика человека»
К личностным результатам изучения курса на уровне основного общего образования
относятся следующие убеждения и качества:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России
и мира, творческой деятельности эстетического характера.
9.1. Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а
также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения
слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;
умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве
с использованием специального оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы
взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1.
в познавательной сфере ученик научится понимать природу важнейших физических
явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь
изученных явлений;
2.
пользоваться методами научного познания явлений природы, проводить наблюдения,
планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять
результаты измерений с помощью таблиц, графиков, формул, обнаруживать зависимости между
физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать
границы погрешностей результатов измерений;
3.
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
4.
применять полученные применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических
устройств, решения практических
задач
повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей
среды.
Выпускник получит возможность научиться:
5.
владеть приемами убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
6.
развить теоретическое мышления на основе формирования устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы,
выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
7.
развить коммуникативные умения (умение докладывать о результатах своего
исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации).
Содержание курса
9 класс
Механические параметры человека – 11 часов
Физика. Человек. Окружающая среда. Кинематика и тело человека. Законы Ньютона в жизни
человека. Человек в
условиях
невесомости и перегрузок. Прямохождение и опорно –
двигательная система человека. Проявление силы трения в организме человека. Работа и
мощность, развиваемая человеком в разных видах деятельности. Простые механизмы в живой и
неживой природе. Деформации, испытываемые человеческим организмом. Статика в теле
человека.
Колебания и волны в живых организмах – 10 часов
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат в теле человека. Звук как средство восприятия и
передачи информации. Биоакустика живых организмов и определение направление звука.
Слуховой аппарат человека как физический объект. Методы выстукивания - перкуссия и
выслушивания – аускультация. Регистрация звуков сердца и лёгких. Эхо в мире живой природе.
Ультразвук и его роль в биологии и медицине. Живые организмы – предсказатели шторма.
Биоакустика живых организмов и определение направление звука.
Тепло и человек – 3 часа
Тепловые процессы в теле человека. Внутренняя энергия топлива, пищи и их значение для
жизнедеятельности человека. Температура человеческого тела и её связь с физическим
состоянием человека.
Электричество и магнетизм – 5 часов
Электрические свойства тканей человека. Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный
манипулятор. Примеры статического электричества в природе и технике. Применение
постоянного тока и высокочастотных колебаний с лечебной целью. Аура человека: физика или
мистика.
Оптические параметры живого организма – 3 часа
Глаз как оптическая система живого организма. Особенности зрения у различных живых
организмов. Дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость.
Итоговое повторение курса – 2 часа
Защита и конкурс проектов по курсу «Физика человека». Игровой урок «Биржа знаний»
Тематическое планирование 9 класс
№
1
2
3
4
5
Темы
Механические параметры человека
Колебания и волны в живых организмах
Тепло и человек
Электричество и магнетизм человеческого организма
Оптические параметры живого организма
Итоговое повторение курса
Итого
Количество уроков
11
10
3
5
3
2
34
Тематическое планирование материала курса «Физика человека» в 9 классе
(Расчёт учебного времени: 1 часа в неделю, 34 часа в год)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Тема урока
1. Механические параметры человека – 11 часов
Физика. Человек. Окружающая среда.
Кинематика и тело человека.
Законы Ньютона в жизни человека
Человек
в условиях невесомости и перегрузок.
Прямохождение и опорно – двигательная система человека
Проявление силы трения в организме человека.
Работа и мощность, развиваемая человеком в разных видах
деятельности
Простые механизмы в живой и неживой природе.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Деформации, испытываемые человеческим организмом.
Статика в теле человека.
Влияние давления на состояние тела человека
2. Колебания и волны в живых организмах – 10 часов
Колебания в живой природе. Голосовой аппарат в теле человека.
Звук как средство восприятия и передачи информации
Биоакустика живых организмов и определение направление звука.
Слуховой аппарат человека как физический объект.
Методы выстукивания - перкуссия и выслушивания –
аускультация.
Регистрация звуков сердца и лёгких.
Эхо в мире живой природе.
Ультразвук и его роль в биологии и медицине.
Живые организмы – предсказатели шторма.
Биоакустика живых организмов и определение направление звука.
3. Тепло и человек – 3 часа
Тепловые процессы в теле человека.
Внутренняя энергия топлива, пищи и их значение для
жизнедеятельности человека.
Температура человеческого тела и её связь с физическим
состоянием человека.
4. Электричество и магнетизм человеческого организма – 5 часов
Электрические свойства тканей человека
Биопотенциалы и их регистрация. Биоточный манипулятор.
Примеры статического электричества в природе и технике
Применение постоянного тока и высокочастотных колебаний с
лечебной целью.
Аура человека: физика или мистика
5. Оптические параметры живого организма – 3 часа
Глаз как оптическая система живого организма.
Особенности зрения у различных живых организмов.
Дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость.
6. Итоговое повторение курса – 2 часа
Защита и конкурс проектов по курсу «Физика человека»
Игровой урок «Биржа знаний»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1