ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов федеральных основных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью
содержания внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные
беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить,
что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить
реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий
выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель
будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и
чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий,
что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования
им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог
учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории,
где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости,
исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с
родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал
каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) гимна
Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и
методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три
структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная,
третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую
содержательную часть занятия.
Основная
обучающихся:
часть
строится
интеллектуальной
как
сочетание
(работа
с
разнообразной
представленной
деятельности
информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение
разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека.
Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.
Русский
язык
государственный
в
язык,
эпоху
цифровых
объединяющий
технологий.
Русский
многонациональную
семью
язык
—
народов
Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в
устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная и
понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства
и
каждого
человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться,
работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом —
это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и
эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Как
раскрыть свой творческий потенциал? Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого человека. Осознанное уважительное отношение к
людям, к чужому труду, к государству — фундамент гармоничного развития
общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании
личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление конфликтов и проблем в
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители
информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских
городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении,
дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно
воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в
современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной
школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности
для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей.
Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в
жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей
дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с
животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с
древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая часть российской идентичности. День Героев
Отечества
—
выражение
благодарности,
признательности
и
уважения
за
самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской
Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы
человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовнонравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить
добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние
традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время
не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на
каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для
своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История
развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов.
Современная мультипликация, профессии этой сферы.
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные
предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и
улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и
развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий?
Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия
— важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог
между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни:
как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный
диалог?
Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества.
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные,
мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне
и их наставники. К.Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия
страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских
классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему
иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном
развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах
России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театраль- ных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав.
Развитие
космической
отрасли
—приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей
среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения
слышать друг друга и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Военные песни как способ отражения
истории народа. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа,
сохранение
памяти
о
Великой
Отечественной
войне
последующим
поколениям. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно.Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В
сфере
патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; формирование
ценностного отношения к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности
отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций
и народного творчества.
В сфере
физического воспитания: осознание
ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного благополучия.
В сфере
адаптации обучающегося
к изменяющимся
условиям
социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта,
основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной
деятельности,
а
также
в
рамках
социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и
знаниям
других;
повышение
уровня
своей
компетентности
через
практическую деятельность, в том числе развитие умения учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации,
предложенным
оценивать
надёжность
педагогическим
информации
работником
или
по
критериям,
сформулированным
самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать
свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль
(с
учётом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в
общий
продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
В
сфере
овладения
регулятивными
универсальными
учебными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский
письменной
язык:
совершенствование
речевой
деятельности;
различных
формирование
видов
устной
умений
и
речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение
информации;
(просмотровым,
овладение
различными
ознакомительным,
видами
изучающим,
чтения
поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой
информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных
отличий
художественного
текста
от
текста
научного,
делового,
публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную
картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение
умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями
участников
прочитанному.
дискуссии,
давать
аргументированную
оценку
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и
отличия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика:
эксплуатации
освоение
технических
и
соблюдение
средств
требований
безопасной
информационно-коммуникационных
технологий; развитие умения соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных
стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и
мировой истории, события истории родного края и истории России,
определять современников исторических событий, явлений, процессов;
развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать
об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и миро- вой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов,
дат, исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и
характерные
признаки
исторических
событий,
явлений,
процессов,
устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
исторических событий,
явлений,
процессов изучаемого периода,
их
взаимосвязь (при наличии) с важнейшими события- ми XX — начала XXI вв.;
формирование умения определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимо-
понимания
между народами,
людьми разных культур,
уважения
к
историческо- му наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми,
важности семьи как базового социального института, о характерных чертах
общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества, об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об
основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии
коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; развитие
умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
семья,
созидательный труд,
служение
Отечеству,
нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь,
коллективизм, историческое единство народов России, преемственность
истории нашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействие
общества
и
природы,
человека
и
общества,
сфер
общественной жизни, гражданина и государства, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной
действительности; развитие умений с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё
отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически
оценивать
социальную
информацию,
соотносить
её
с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека,
личным
социальным
опытом; развитие
умений оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; формирование умения устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами;
развитие
умения
оценивать
характер
взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических
условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(5–9 классы)
№ п/п
1
2
Темы занятий
Зачем человеку учиться?
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Количество
часов
1
1
Цифровой суверенитет страны
3
1
Основное содержание
Виды деятельности
обучающихся
Обучение — важный процесс развития человека.
Эвристическая беседа,
Роль знаний в развитии личности и общества.
просмотр видеофрагментов,
Влияние цифровых технологий на приобретение
выполнение
знаний. Развитие навыков работы в команде,
интерактивных заданий,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов
работа в группах,
и эмпатии в ходе школьного образования.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный
заданий
труд, патриотизм
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью
народов Российской Федерации. Совреме ное
Эвристическая беседа,
разнообразие русского языка, изменения в устной и просмотр видеофрагментов,
письменной речи под влиянием цифровой среды.
выполнение
Грамотная, логичная и понятная речь — признак
интерактивных заданий,
образованного человека и залог успеха в будущем.
работа в группах,
Правила использования стилей речи в современной выполнение творческих
коммуникации.
заданий
Формирующиеся ценности: высокие нравственные
идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства
Эвристическая беседа,
и каждого человека? Возмоности цифрового мира: просмотр видеофрагментов,
как современные технологии помогают учиться,
выполнение
работать и осваивать новые горизонты. Мир
интерактивных заданий,
цифровых профессий: как создаются новые
работа в группах,
технологии? Правила безопасного поведения в сети выполнение творческих
и угрозы цифрового мира.
заданий
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Электронные ресурсы
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
4
5
6
7
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве. Ко Дню музыки
Что такое уважение? Ко Дню
учителя
Как понять друг друга разным
поколениям?
1
1
1
1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо человечества.
Эвристическая беседа,
Контроль распространения атомной энергии.
просмотр видеофрагментов,
Уникальные атомные технологии и достижения
выполнение
отечественной научной школы. Влияние
интерактивных заданий,
экологически чистых и эффективных источников
работа в группах,
энергии на будущее человечества.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм, созаданий
зидательный труд
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого
Эвристическая беседа,
потенциала взрослых и детей. Как раскрыть свой просмотр видеофрагментов,
творческий потенциал? Музыка как вид искусства.
выполнение
Состояние развития современной отечественной
интерактивных заданий,
музыки: жанры и направления.
работа в группах,
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
выполнение творческих
над материальным, служение Отечеству
заданий
Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому труду, к государству
Эвристическая беседа,
— фундамент гармоничного развития общества. просмотр видеофрагментов,
Правила общения внутри семьи, школы и
выполнение
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и
интерактивных заданий,
формирование ответственности. О роли педагога в
работа в группах,
воспитании личности.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: взаимоуважение,
заданий
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Семья как ценность в жизни каждого человека,
Эвристическая беседа,
основа любого общества. Формирование общих просмотр видеофрагментов,
семейных ценностей — залог взаимопонимания в
выполнение
семье. Преодоление конфликтов и проблем в
интерактивных заданий,
общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
работа в группах,
Формирующиеся ценности: крепкая семья
выполнение творческих
заданий
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
О городах России. Ко Дню
народного единства
8
9
10
1
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика. К 170летию
И. В. Мичурина
1
1
Города России: разнообразие культур, языков и
вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской
Эвристическая беседа,
Федерации. Древнейшие города России как
просмотр видеофрагментов,
хранители информации о наших предках и
выполнение
культурного кода страны. Изучение российских
интерактивных заданий,
городов — изучение страниц истории Отечества.
работа в группах,
Роль государства в развитии малых городов.
выполнение творческих
Возможности граждан в развитии своей малой
заданий
родины.
Формирующиеся ценности: единство народов
России, гражданственность
Современное общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но имеющих
Эвристическая беседа,
единые потребности в любви, уважении, дружбе, просмотр видеофрагментов,
принятии и самореализации. Роль цифровых
выполнение
технологий в расширении возможностей участия в интерактивных заданий,
общественных процессах. Готовность уважительно
работа в группах,
воспринимать другого человека — основа
выполнение творческих
гармоничных отношений в обществе.
заданий
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные области
науки, улучшающие жизнь общества. Уникальные
Эвристическая беседа,
научные достижения российских ученых прошлого просмотр видеофрагментов,
и настоящего.
выполнение
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
интерактивных заданий,
развитие страны. Возможности для подрастающего
работа в группах,
поколения в познании мира и личном развитии.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие
заданий
нравственные идеалы
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
11
12
13
14
Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия — жизнь спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
1
1
Конфликты и трудности — естественный элемент
Эвристическая беседа,
развития общества и каждого отдельного человека. просмотр видеофрагментов,
Поиск причины конфликтов как ключ к их
выполнение
разрешению. Совместные усилия и внимание друг
интерактивных заданий,
к другу как залог преодоления трудностей. Правила
работа в группах,
разрешения конфликтных ситуаций.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
заданий
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помогают
людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради
Эвристическая беседа,
другого человека. Профессиональные качества и просмотр видеофрагментов,
навыки спасателей. Поведение в экстремальных
выполнение
ситуациях. Ответственное отношение к своей и
интерактивных заданий,
чужой жизни, правила безопасности.
работа в группах,
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
выполнение творческих
Отечеству и ответственность за его судьбу
заданий
Роль домашних питомцев в жизни человека.
Эвристическая беседа,
Бережное отношение к питомцам и
просмотр видеофрагментов,
ответственность за их жизнь — качества владельца
выполнение
домашних животных. Всемирный день питомца
интерактивных заданий,
объединяет людей всей планеты для укрепления
работа в группах,
ценностей дружбы и заботы о животных. Правила
выполнение творческих
безопасности при общении с животными.
заданий
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и
дсовременности. Традиции героизма, мужества и
Эвристическая беседа,
решительности — неотъемлемая часть российской просмотр видеофрагментов,
идентичности и культурного кода. День Героев
выполнение
Отечества — выражение благодарности,
интерактивных заданий,
признательности и уважения за самоотверженность
работа в группах,
и мужество.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение
заданий
Отечеству и ответственность за его судьбу
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
15
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
1
16
Совесть внутри нас
1
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
1
18
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
Конституция Российской Федерации — основной
закон страны. Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую ценность.
Эвристическая беседа,
Справедливость — одна из важнейших духовно- просмотр видеофрагментов,
нравственных ценностей российского общества.
выполнение
Знание законов страны как прямая обязанность
интерактивных заданий,
каждого гражданина России. Какие права и
работа в группах,
обязанности есть у детей?
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: справедливость, жизнь,
заданий
достоинство, права и свободы человека
Совесть — внутренний ориентир, помогающий
Эвристическая беседа,
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в просмотр видеофрагментов,
осуществлении личного выбора. Влияние
выполнение
традиционных ценностей, культуры и
интерактивных заданий,
исторического опыта страны на формирование
работа в группах,
нравственных ориентиров личности.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм,
заданий
созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только для
Эвристическая беседа,
семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем просмотр видеофрагментов,
заняться на каникулах, чтобы провести время с
выполнение
пользой: составление календа- ря. Новогодние
интерактивных заданий,
традиции народов России.
работа в группах,
Подарки, создание атмосферы новогодней сказки
выполнение творческих
для своих родных и близких.
заданий
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История развития отечественной мультипликации.
Отечественная школа мультипликации и ее
Эвристическая беседа,
достижения. Мировое признание советских и
просмотр видеофрагментов,
российских мультипликационных фильмов.
выполнение
Каждый фильм — это труд большой команды
интерактивных заданий,
профессионалов. Современная мультипликация,
работа в группах,
профессии этой сферы.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
заданий
над материальным, гуманизм
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
19
Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее
1
Как создавать свой бизнес?
20
21
1
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия
страны. Сохранение исторического и культурного
наследия как направление государственной
Эвристическая беседа,
политики. Изучение, реставрация и интерпретация просмотр видеофрагментов,
памятников искусства.
выполнение
Третьяковская галерея — крупнейший музей
интерактивных заданий,
русского искусства и объект всемирного
работа в группах,
достояния. Почему важно посещать музеи?
выполнение творческих
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать
заданий
и развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести
пользу обществу. Современные предприниматели и
Эвристическая беседа,
их возможности в развитии отечественной
просмотр видеофрагментов,
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес —
выполнение
это не только личный успех, но и ответственная
интерактивных заданий,
командная работа. С чего начать свое дело? О
работа в группах,
мерах поддержки для молодых предпринимателей
выполнение творческих
в нашей стране.
заданий
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое
Эвристическая беседа,
лидерство государства и развитие науки. Как
просмотр видеофрагментов,
меняются научные подходы с развитием цифровых
выполнение
технологий? Государственная поддержка науки и
интерактивных заданий,
молодых ученых. Как происходят современные
работа в группах,
открытия? Как стать ученым?
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм, созаданий
зидательный труд
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
22
Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
1
23
Герой с соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
1
24
День наставника
1
Дипломатия — важная сфера деятельности
государства, обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан. Специфика
Эвристическая беседа,
дипломатической работы. Диалог между
просмотр видеофрагментов,
государствами как основа международной
выполнение
стабильности. Навыки для жизни: как научиться
интерактивных заданий,
договариваться с окружающими людьми и вести
работа в группах,
конструктивный диалог.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: историческая память и
заданий
преемственность поколений, многонациональное
единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с
Эвристическая беседа,
нами, чья жизнь является примером для
просмотр видеофрагментов,
окружающих. В каждом регионе России живут
выполнение
выдающиеся герои, отважные, мужественные и
интерактивных заданий,
трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества
работа в группах,
отличают героя?
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: патриотизм, единство
заданий
народов России
День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус
Эвристическая беседа,
наставников, подчеркнуть значимость этой
просмотр видеофрагментов,
деятельности и повысить ее престиж.
выполнение
Роль наставника в формировании и
интерактивных заданий,
профессиональном развитии личности. Знаменитые
работа в группах,
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как
выполнение творческих
основоположник научной педагогики в России. Как
заданий
найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
созидательный труд
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
25
Всемирный день поэзии
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет
Союзу театральных деятелей
26
России
1
1
Как справляться с волнением?
27
1
Поэзия как часть литературного наследия страны.
Русская литература — настоящий культурный
феномен. Русских классиков любят и читают не
Эвристическая беседа,
только на родине, но и за рубежом. Почему
просмотр видеофрагментов,
иностранцы любят и читают русских писателей?
выполнение
Роль поэзии в личном развитии человека,
интерактивных заданий,
интеллекта и душевных качеств. О современных
работа в группах,
поэтах России. Почему люди пишут
выполнение творческих
стихотворения, можно ли этому научиться?
заданий
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, созидательный труд
Российская драматургия, опера и балет
— часть мирового наследия. Театр — целая семья
разных профессий: декораторы,
Эвристическая беседа,
костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, просмотр видеофрагментов,
гримеры и многие другие. Почему достижения
выполнение
русской театральной школы широко используются интерактивных заданий,
во многих странах мира? Как стать актером и что
работа в группах,
для этого нужно? Развитие школьных театров в
выполнение творческих
России.
заданий
Формирующиеся ценности: приоритет духовного
над материальным, созидательный труд
Волнение как естественное состояние человека
Эвристическая беседа,
перед важным событием в жизни. Контроль
просмотр видеофрагментов,
эмоционального состояния, забота о своем
выполнение
физическом и психологическом здоровье. Какие
интерактивных заданий,
полезные привычки положительно влияют на
работа в группах,
эмоциональное состояние? Как их сформировать и
выполнение творческих
придерживаться?
заданий
Формирующиеся ценности: жизнь
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
28
29
30
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко
Дню труда
1
1
1
Россия — одна из ведущих космических держав.
Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения
Эвристическая беседа,
прошлого как предмет национальной гордости и просмотр видеофрагментов,
мотивация для будущих свершений отечественной
выполнение
космонав- тики. Как устроен современный
интерактивных заданий,
космодром? Труд конструкторов, инженеров,
работа в группах,
летчиков и других специалистов открывает для
выполнение творческих
страны и всего человечества новые горизонты.
заданий
Формирующиеся ценности: служение Отечеству,
историческая память
Состояние планеты — личная ответственность
каждого человека. Почему об экологии должен
заботиться каждый человек?
Эвристическая беседа,
Неосознанное потребление как причина роста
просмотр видеофрагментов,
количества мусора. Климатические изменения,
выполнение
загрязнение окружающей среды. Развитие системы интерактивных заданий,
переработки отходов и роль государства в этом
работа в группах,
процессе. Какие полезные привычки необходимо
выполнение творческих
сформировать у себя?
заданий
Формирующиеся ценности: созидательный труд
Команда — это друзья и единомышленники, где
каждый вносит свой значимый вклад в общее дело
Эвристическая беседа,
и помогает добиться успеха.
просмотр видеофрагментов,
Развитие умения слышать друг друга и трудиться
выполнение
вместе. Умение слышать и трудиться сообща,
интерактивных заданий,
разделять успех и вместе переживать неудачу.
работа в группах,
Примеры коллективной работы в истории страны.
выполнение творческих
Формирующиеся ценности: коллективизм,
заданий
созидательный труд
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф
31
32
Песни о войне. Ко Дню
Победы
Ценности, которые нас
объединяют
1
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Военные песни как способ отражения истории
народа. Влияние песни на чувство сопричастности
Эвристическая беседа,
истории народа, сохране- ние памяти о Великой просмотр видеофрагментов,
Отечественной войне последующими поколениями.
выполнение
Как песни передают чувства, эмоции и
интерактивных заданий,
переживания создателей?
работа в группах,
Формирующиеся ценности: единство народов
выполнение творческих
России, историческая память и преемственность
заданий
поколений
Занятие проходит по итогам всех занятий года.
Ценности — это ориентир, который помогает
поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку
развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные ценности
Эвристическая беседа,
просмотр видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа в группах,
выполнение творческих
заданий
32
разговорыоважном.рф
разговорыоважном.рф